Полезные ссылки для учителя биологии:

Презентации по биологии

 

Кабинет биологии в школе – это  специально оборудованное  помещение, обеспечивающее научную организацию труда учащихся и учителей-биологов, что ведет к повышению эффективности проведения уроков.

            Кабинет биологии нужно рассматривать как систему материальных средств, сосредоточенных в классе-лаборатории, лаборантской и уголке живой природы.

            Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы оборудование кабинета максимально способствовало качественному выполнению школьной  программы с минимальной затратой времени на организацию и включение в учебный процесс разнообразных средств обучения.

            Кабинет биологии способствует решению следующих задач:

·         обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, повышающим эффективность обучения;

·         использование технических средств обучения;

·         обеспечение учебным материалом лабораторного практикума и факультативных занятий;

·         обеспечение необходимым оборудованием различных видов внеурочной и внеклассной работы по биологии.

            В кабинете биологии можно проводить факультативные занятия и разнообразную внеклассную работу, в процессе которой учащиеся углубляют знания о природе, оформляют результаты опытнической работы. А в уголке живой природы школьники наблюдают и ухаживают за растениями и животными.

            Ведущая роль в создании кабинета биологии принадлежит учителю. Он подбирает общее оборудование кабинета, комплектует средства обучения, следит за их пополнением, организует хранение, рациональное использование этих средств в учебном процессе, создает картотеку учебного оборудования для изучения каждой темы программы, а также картотеку заданий, дидактических материалов для самостоятельных работ учащихся.

 ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА БИОЛОГИИ

            При оборудовании кабинета биологии применяется системный подход, который предполагает приспособление материальных средств (оборудования) и условий труда к особенностям деятельности учащихся и учителя.

            В оборудовании кабинета должны быть учтены санитарно-гигиенические, эстетические нормы и правила по технике безопасности. Правильное ведение лабораторного хозяйства позволяет учителю тратить минимальное количество времени на подготовку занятий.

            Этапы работы по оборудованию кабинета биологии

            Первый этап предполагает ознакомление с составом учебного оборудования и со специализированной мебелью для кабинета. В современных школьных зданиях для кабинета биологии отводится специальное помещение, которое предусматривает класс-лабораторию и лаборантскую.

            Второй этап – составляется план расстановки мебели, планируется размещение учебного оборудования.

            Третий этап – план по приобретению мебели и оборудования.

            Четвертый этап -  оборудуются рабочие места учителя и учащихся, кабинет оснащается необходимыми техническими средствами.

            Пятый этап -  организация постоянной и временной экспозиции кабинета, оснащение кабинета растениями и животными.

            Этапы оборудования кабинета значатся в перспективном плане, который составляется заведующим кабинетом.   

Помещение для кабинета биологии и его планировка.

            Работу кабинета возглавляет заведующий из числа учителей, работающих в данном кабинете. Организационно-хозяйственная деятельность заведующего кабинетом заключается в сохранении в образцовом порядке всего имеющегося в наличии оборудования, его инвентаризации, правильном размещении и хранении. При кабинете следует создать актив из учащихся разных возрастных групп, которые проводят работу по оборудованию кабинета.

            В типовых школьных зданиях для кабинета биологии отводятся две смежные комнаты: класс и лаборантская. Сидящие за последней партой ученики должны находиться от доски не далее чем на  8 – 10 м, иначе им будет трудно рассматривать демонстрируемые объекты. Рекомендуется кабинет биологии  размещать на первом этаже. Кабинеты биологии, физики, химии лучше располагать по вертикали друг над другом. Такое размещение облегчает подводку коммуникаций, что значительно удешевляет оборудование кабинетов  в целом.

            Освещение биологического кабинета. Рабочие места учащихся располагаются так, чтобы свет падал слева.

            Электрооборудование. В кабинете биологии электрический ток нужен не только для освещения, но и для работы ТСО, для нагревательных приборов на столе учителя.

            Водоснабжение кабинета  необходимо, т.к. в кабинете имеется уголок живой природы и  также вода нужна для проведения лабораторных работ.

            Окраска стен и покрытие полов в кабинете биологии. При выборе цветовой гамы следует иметь в виду, что цвета большей насыщенности вызывают раздражение и быстрое утомление. Не рекомендуется для окраски стен использовать масляные краски, т.к. они закрывают в стенах поры и препятствуют адсорбции выделяющихся газов. Окраску кабинета производят матовыми красками. В целом в кабинете должно применяться не более 2–3 основных цветов. Пол покрывается краской, гармонирующей с окраской стен.Покрытие пола не должно вызывать  разрядку статического электричества.

            Рабочее место учителя

            Рабочее место учителя состоит из демонстрационного двухступенчатого  стола, классной доски, магнитной доски, экрана, технических средств обучения.

            Рабочее место учащихся

            Для повышения ответственности учащихся за сохранность учебного оборудования за каждым учеником закрепляется его рабочее место. На рабочие места ставятся индексы. Ряд обозначается римской цифрой, номер парты – арабской, левая, правая сторона – буквой. Подобную нумерацию имеют оптические приборы, наборы препаровальных инструментов, раздаточные коллекции и т.д. Таким образом, каждому рабочему месту соответствует комплект учебных пособий, за сохранность которых отвечают определенные учащиеся. Для кабинета биологии используют ученические лабораторные столы с горизонтальной крышкой. В кабинете биологии занимаются учащиеся с 6 по 11 класс, поэтому необходимо комплектовать мебель с учетом основных возрастных групп. Как показала практика, в кабинете лучше всего иметь мебель этих трех групп: В – 20%; Г – 60%; Д – 20%. Для удобства использования школьная мебель маркируется. С внешней стороны с боков наносится цветная маркировка (круг диаметром 25мм или горизонтальная полоса шириной 20мм).

 

Группа мебели

Группа роста

Высота стола

Высота сиденья над полом

Цвет маркировки

В

140 - 160

66,0

40,0

голубой

Г

160 - 175

72,0

44,0

зеленый

Д

От 175

78,0

48,0

белый

 

            Учебное оборудование

            Кабинет биологии школы должен быть  не только хорошо оборудованным и эстетически привлекательным, но и простым в оформлении, удобным для работы. Нельзя считать правильным, когда при оформлении кабинета учителя допускают перегрузку его выставочными стендами или малоиспользуемыми в процессе обучения объектами природы. Правильно использованное оборудование при наименьшей утомляемости способствует повышению эффективности усвоения учебного материала. Успех обучения биологии в школе в значительной степени зависит от оснащения биологического кабинета необходимым оборудованием. Различные приборы и инструменты нужны для проведения лабораторных и практических занятий в кабинете и в природе. 

            Учебное оборудование, исходя из специфики школьного курса биологии, может быть разделено на ряд групп:

1.      Натуральные объекты:

а) живые растения и животные;

б) натуральные объекты (гербарии, влажные препараты, коллекции, чучела, скелеты и др.)

в) приборы

2. Изображения натуральных объектов:

а) муляжи;

б) модели;

в) печатные пособия (таблицы, карты, дидактические материалы и др.)

г) аудиовизуальные средства обучения.

3. Общее лабораторное оборудование:

а) приборы общего назначения (микроскопы, лупы и др.)

б) принадлежности для опытов (посуда, штативы, препаровальные инструменты и др.)

в) реактивы и материалы.

4. Технические средства обучения.

5. Экскурсионное оборудование.

6. Сельскохозяйственный инвентарь для работы на пришкольном участке.

7. Оборудование для уголка живой природы.

            Система размещения учебного оборудования должна обеспечивать: сохранность материальных средств обучения и надежность их работы; постоянное место, удобное для извлечения и возврата пособия; быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя пособий новыми.

            Оборудование классифицируется по разделам курса, видам пособий, с учетом частоты его использования.

            Натуральные объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции), в том числе и влажные препараты, выцветают от действия прямых солнечных лучей, поэтому их хранят в шкафах с глухими дверками. С целью предотвращения повреждения этих пособий вредителями, два раза в год проводят их дезинфекцию. Делать это следует в период школьных каникул, после чего помещение  необходимо тщательно проветрить. К подобной обработке учащиеся не допускаются. Сильно поврежденные натуральные объекты немедленно списываются и уничтожаются.

            При работе с гербариями следует учитывать, что этот материал дает неполное представление о растении. Если, изучая засушенные растения, учащиеся получают информацию о величине натурального объекта и морфологии его органов, то представление о растении в целом и его окраске формируется относительно. Поэтому гербарный материал должен использоваться в комплексе с другим учебным оборудованием.

            Наиболее эффективно не простое рассматривание натурального объекта, а целенаправленное наблюдение по заранее продуманному плану учителя.

            Влажные препараты представляют собой натуральные объекты, смонтированные на стеклянной пластине и опущенные в стеклянный цилиндр с консервирующей жидкостью. Кроме монтированных влажных препаратов, широко используют временные немонтированные, которые можно приготовить самостоятельно в консервирующих жидкостях (концентрированный раствор соли, сахара и т.п.).

            Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах. Остеологические препараты смонтированы в коробках на черном фоне или на подставках. Скелет человека изготавливается из синтетического материала.

            Чучела  дают представление о внешнем виде животного. Также как и скелеты животных, чучела используют для демонстраций и как раздаточный материал.

            Чучела могут быть использованы не только на уроках, во время непосредственного изучения, но и для оформления кабинета биологии при монтаже различных биогрупп, иллюстрирующих различные биоценозы.

            Микропрепараты  продаются в специальной фабричной упаковке, в шкафах их располагают горизонтально, чтобы предохранить от оплывания. Наборы микропрепаратов классифицируют по классам и темам. На столы учащихся микропрепараты раздают в специальных укладках с 4 – 5 гнездами. Все натуральные объекты используют как раздаточный материал, поэтому их приобретают из расчета одно пособие  на рабочий стол.

            Коллекции – совместный монтаж нескольких натуральных объектов,  объединенных определенной тематикой. Коллекции можно разделить на три группы:

а) морфологические – дающие представление о внешнем строении организмов или их частей, позволяющие проводить сравнения объектов, выяснять их общие черты и черты различия («Коллекция семян и плодов», «Коллекция бабочек» и т.д.);

б) общебиологические – позволяющие выяснять взаимосвязи в органическом мире, рассматривать развитие организмов, прослеживать общебиологические закономерности («Развитие тутового шелкопряда», «Приспособительные изменения в конечностях насекомых» и т.д.);

в) технологические – демонстрирующие продукты, полученные из природных объектов («Хлопок и продукты его переработки» и т.д.).

            В настоящее время получили распространение коллекции, где представлены натуральные объекты, их имитация и рисунки («Рудиментарные органы позвоночных животных», «Агроценоз» и т.д.).

            Коллекции монтируются в картонных коробках или на планшетах и закрываются стеклом.  Используются коллекции в основном как раздаточный материал, т.к. их размеры невелики и для демонстрации со стола учителя они непригодны.

            Изображения натуральных объектов

            Муляжи Это точные копии натуральных объектов, воспроизводящие их размеры, форму, окраску («Набор муляжей фруктов» и т.д.).  Их используют в тех случаях, когда нет возможности обеспечить урок натуральными объектами или, если натуральный объект по той или иной причине не дает полного представления. Располагают муляжи в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи хранят в коробках, в специальных углублениях из мягкой бумаги; крупные анатомические модели – под чехлами из плотной материи или синтетической пленки.

            Модели объемные изображения натуральных объектов, но в отличие от муляжей не копируют натуральный объект, а представляют его в схематическом виде. Значение схематизации заключается в выделении существенных признаков, на которые должно быть обращено внимание. В моделях допускается изменение естественных размеров и окраски. Модели делят на две группы: статические и динамические. Статические  в большинстве случаев разборные, что позволяет детально познакомиться со строением (модель уха человека, модели цветков и др.).

            Динамические модели знакомят с тем или иным процессом (« Синтез белка», «Законы Менделя», «Цикл размножения мха» и др.). С обратной стороны модели имеются магниты и на магнитной доске можно моделировать различные процессы. Эти модели удобны в работе и просты в употреблении.

            Модели следует использовать вместе с натуральными объектами или их изображениями, т.к. применение только одних моделей может привести к формированию у учащихся неправильных представлений о строении, размерах и окраске натуры.

            Рельефные таблицыбарельефы, выполненные из пластической массы («Внутреннее строение лягушки» и др.). Они долговечны, легко моются и предназначены для вывешивания на классную доску в качестве демонстрационного материала.

            Печатные пособия

            Таблицы  - цветное изображение объектов, их предназначение – фронтальное использование. К каждой серии таблиц прилагается брошюра с подробным описанием содержания таблиц и методическими рекомендациями по их использованию. Таблицы обычно выпускаются на тонкой бумаге, поэтому рекомендуется наклеить их на картон и расположить по темам, пронумеровав по порядку каждую серию.

            Карты находят применение на уроках во всех классах. Учителю заранее необходимо продумывать размещение карты, т.к. она занимает много места.

            Репродукции картин имеют большое значение в эстетическом воспитании, раскрывая красоту природы.

            Портреты ученых в кабинете не обязательно экспонировать в виде галереи. Их можно хорошо оформить в папке или альбоме и по мере изучения темы демонстрировать учащимся на уроке.

            Дидактический раздаточный материал – печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания учителя. Наличие в кабинете биологии наборов раздаточного дидактического материала и их использование на уроках положительно влияет на эффективность усвоения учебного материала.

            Аудиовизуальные средства обучения 

          Фильмы, широкое их применение на уроках биологии является спецификой биологических дисциплин. Видеофильмы повышают эффективность восприятия изучаемой темы, могут  заменить большое количество учебно-наглядных пособий.

            Учебные фильмы представляют собой  ленты, состоящие из нескольких частей. Время демонстрации одной части около 10 минут. Хранятся в фабричной упаковке.

            Транспаранты – серия пленок-кадров, демонстрируемых с помощью графопроектора. Каждая серия транспарантов сопровождается методическим руководством по их использованию и описанием рисунков. 

            Общее лабораторное оборудование

            Оптические приборы – микроскопы и лупы. Для проведения лабораторных работ с классом нужно иметь 20 микроскопов, в том числе 2 – 3 микроскопа, дающих увеличение объектов до 1350 раз и остальные микроскопы школьные. Микроскопы – дорогостоящие оптические приборы, поэтому перед лабораторной работой полезно ознакомить учащихся с инструкцией обращения с ними. Лупы часто находят применение на уроках биологии. С их помощью можно рассмотреть строение мелких цветков, насекомых и другие объекты. Рекомендуется иметь не менее 20 штативных луп. Портативны и удобны экскурсионные лупы, нужно их иметь такое количество, чтобы на занятиях работал с лупой каждый ученик. Для хранения оптических приборов желательно отвести специальный шкаф. Микроскопы целесообразно хранить под чехлом из синтетической пленки

            Приспособления для лабораторных и практических работ необходимы для препарирования природного материала. В зависимости от вида объектов и характера работы в кабинете необходимо иметь пинцеты нескольких видов – без насечек на концах, с насечками. Препаровальные иглы можно изготовить самостоятельно из толстой швейной иглы, вставленной в деревянную палочку длиной 7 – 8 см, изготовленную и мягких пород дерева. Препаровальные ванночки бывают металлическими или пластмассовыми.  Кабинет должен быть обеспечен 20 наборами препаровальных инструментов. Нужны пипетки с резиновыми колпачками. Кроме перечисленных инструментов, в кабинете должны быть ножницы, окулировочный и садовый ножи, секатор и другие инструменты.

            Лабораторная посуда нужна для многих видов работ.

            Приборы, обеспечивающие преподавание биологии на современном уровне. Приобрести их можно в магазинах учебно-наглядных пособий, а некоторые – в магазинах учебного оборудования. Приборы несложной конструкции могут быть изготовлены в условиях школы. Предназначение приборов – демонстрация со стола учителя. Благодаря им можно наглядно показать всасывание воды корнями, рост корня, содержание углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. При проведении опытов учитель должен продумать расположение приборов на демонстрационном столе так, чтобы они были видны всем учащимся.

            Материалы и реактивы  в основном берутся в кабинете химии, однако некоторые целесообразно иметь в кабинете биологии: иод – для окрашивания микропрепаратов, свежеприготовленная известковая вода – для опытов по газообмену; физиологический раствор (0,9% раствор NaCl), глюкоза, крахмал, медный купорос – для постановки опытов.

            Технические средства обучения

            В настоящее время широко распространены две формы рационального использования технических средств обучения в кабинетах: передвижная система и стационарная установка аппаратуры. Передвижная система заключается в том, что аппаратура размещается на передвижных подставках и по мере необходимости перемещается из кабинета в кабинет. Для кабинета биологии предпочтительнее стационарная установка, т.к. почти на каждом уроке может быть использован тот или иной вид проекционной техники, а на многих уроках возможно комплексное использование аппаратуры. Желательно, чтобы в кабинете биологии были: компьютер, видеомагнитофон, телевизор, графопроектор, документ-камера, ММ проектор.

            Экскурсионное оборудование

            Программой школьного курса предусмотрено проведение ряда экскурсий в природу. Современная школьная программа не предусматривает сбор объектов природы. Основная цель экскурсии – наблюдение. Поэтому основным оборудованием для экскурсии может быть лупа для детального рассмотрения объектов природы.

 

            Сельскохозяйственный инвентарь для работы на пришкольном участке

            Для осуществления практических работ на пришкольном  участке необходим специальный сельскохозяйственный инвентарь, рассчитанный на его использование учащимися. Можно рекомендовать следующие инструменты: вилы садово-огородные, грабли садово-огородные, лопаты универсальные, мотыги универсальные,  рыхлители, ножовки садовые, ножницы садовые, секаторы, лейки на 2л и 6л, ножи окулировочные, ножи садовые. Кроме этого, для работы нужен шнур для разбивки грядок, этикетки на колышках для обозначения посадок.

            Для хранения сельскохозяйственного инвентаря следует выделить специальное помещение, где на кронштейнах размещают лопаты, вилы, грабли, а на полках и в ящиках – рыхлители, секаторы и другой инвентарь.

            Оборудование для уголка живой природы

             Для ухода за комнатными растениями в кабинете биологии целесообразно иметь: сито для просеивания почвы, лейки, термометр для измерения температуры, пульверизатор для опрыскивания растений, нож садовый, губку для протирания растений. При наличии аквариума необходимо иметь все предметы ухода за аквариумом.   

            Специализированные картотеки кабинета биологии помогают учителю вести хозяйство кабинета, быстро готовиться к урокам, повысить эффективность процесса обучения.

            Картотека оборудования  включает следующие разделы: название пособия, его вид (коллекция, таблица), дата приобретения, цена, инвертарный номер и место хранения данного пособия (шкаф, секция, полка). С помощью подобной картотеки учитель быстро проводит инвентаризацию учебного оборудования. Для удобства пользования красным цветом обозначить оборудование, которое следует списать, синим – необходимо ремонтировать.

            Картотека научно-популярной и методической литературы  изготавливают по общепринятым правилам: автор, название книги, место издания, издательство, год издания.

            Картотека лабораторных  и практических работ  представляет собой инструкции, задания и перечень оборудования, необходимого для выполнения работ. Картотека имеет разделы по темам программы.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

            Изучение биологи  в школе требует большого количества живых объектов для демонстрации, наблюдений, проведения опытов, выполнения практических работ. Хорошо оборудованный уголок живой природы всегда привлекает внимание учащихся, которые с большим желанием ведут в нем наблюдения и уход за растениями и животными.

            Выбор места для уголка живой природы

            Наиболее рационально уголок живой природы разместить около окон рекреационных залов или в коридоре вблизи кабинета биологии.

            Растения уголка живой природы.

            Создание уголка начинается с подбора растений, отбираются наиболее типичные представители, на примере которых можно объяснить многие явления природы. Растения должны отвечать следующим требованиям:

а) не являются ядовитыми,

б) могут быть использованы в учебном процессе,

в) широко распространены и доступны для приобретения,

г) неприхотливы к условиям выращивания,

д) не занимают много места и декоративны,

е) легко размножаются в комнатных условиях.

            Выставляя на окно или горку растение, нужно обратить внимание на посуду, в которой оно растет. Школа – это учреждение, где не только обучают, но и воспитывают учащихся. Растения в приспособленной посуде, даже если они выращены заботливыми руками, не имеют эстетического вида и снижают  воспитательное значение. Удачно подобранные и размещенные растения не загромождают классную комнату, а уголок живой природы делает её привлекательной. К горшку прикрепляется этикетка с указанием видового названия растения, семейства и происхождения.