МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ
КАБИНЕТА ХИМИИ
Школьный химический кабинет
Школьный химический кабинет – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета.
Кабинет химии это класс-лаборатория, площадь которого должна быть не менее 80м2,смежно располагается лаборантское помещение площадью не менее 24м2, и небольшая кладовая для размещения и хранения некоторого запаса химических реактивов и посуды.
Основная роль в создании и совершенствовании кабинета химии принадлежит учителю, который определяет оборудование кабинета, организует закупку, размещение и хранение отдельных пособий, руководит работой учащихся и лаборанта по дооборудованию.
Оборудование кабинета химии
Организация школьного химического кабинета и оснащение его современным оборудованием немыслимы без учета требований к безопасным условиям труда. Необходимо рационально организовать труд учителя и учащихся, улучшить условия их работы и благодаря этому добиться лучших результатов обучения при минимальных затратах сил и времени работающих.
К кабинету предъявляется ряд требований. Оснащение кабинета химии и условия работы в нем должны обеспечивать учителю и учащимся:
· минимальную психофизиологическую нагрузку;
· удобные рабочие позы и рациональные приемы работы;
· удобство и легкость в работе при использовании разнообразных средств обучения;
· выполнение санитарно-гигиенических норм и правил по технике безопасности;
· наименьшую затрату времени на подготовку занятий;
· рациональное ведение лабораторного хозяйства.
В кабинете проводится не только разнообразная учебно-воспитательная работа, но и внеклассные занятия по химии.
Необходимо учитывать, что организация химического кабинета происходит в разных условиях, что приводит к вариативности в создании школьных кабинетов химии. При организации школьного кабинета химии необходимо решение следующих вопросов:
- создание в кабинете химии благоприятных условий для проведения занятий: освещения, вентиляции, отопления, электропитания, водоснабжения;
- создание рациональной планировки;
- оснащение кабинета разнообразными видами средств обучения;
- оборудование рабочих мест учителя, лаборанта и учащихся;
- оборудование кабинета техническими средствами и организация их использования на занятиях.
Интерьер кабинета
Интерьер кабинета должен отвечать современным требованиям и, прежде всего особенностям преподавания предмета. Оформление экспонируемых материалов должно гармонически сочетаться с окраской стен, пола, цветом мебели. Неправильное сочетание красок, плохое освещение, пустые стены или перегруженные экспонируемыми материалами неблагоприятно влияют на умственную работу, рассеивают внимание, вызывают отрицательные эмоции. В химическом кабинете нет смысла экспонировать стенды с материалами эпизодического пользования (схемы отдельных производств, химические газеты, образцы коллекций), т.к. ученики не могут их изучить. Должны располагаться лишь те учебные пособия, которые применяются почти на каждом уроке. К числу таких пособий относятся, прежде всего, справочные таблицы (периодическая система Д.И. Менделеева, растворимость солей, кислот и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов, географическая карта, на которой показано размещение химических производств). Во время занятий учащиеся часто обращаются к этим пособиям за справками.
Для экспонирования сменного материала применяют специальные стенды с держателями или магнитами. По мере необходимости материал обновляют.
Экспонирование литературы для внеклассного чтения, а также выставок можно производить в застекленных стендах-витринах.
Оборудование лаборантского
помещения.
Оборудование лаборантского помещения должно быть приспособлено к трудовой деятельности учителя и лаборанта. Здесь рекомендуется разместить не только секционные шкафы для хранения оборудования, но и препараторский стол, стол для нагревательных приборов, мойку и сушилку для посуды, письменный стол учителя, библиотечка с литературой по химии для учителя, лаборанта. Литература в библиотечке распределяется по следующим разделам:
1. Справочники по химии.
2. Учебники и учебные пособия для ВУЗов.
3. Учебники и задачники по курсу химии средней школы.
4. Журналы.
5. Научно-популярная литература.
6. Литература по методике химии.
7. Литература по методике и технике химического эксперимента.
8. Литература по ведению хозяйства химической лаборатории.
Рабочие места учащихся должны быть оснащены:
1)оборудованием, приспособленным для выполнения лабораторных и практических работ индивидуально каждым учащимся;
2)приспособлениями для работы с плоскими и объемными моделями, в том числе на магнитной основе;
3)комплектом справочных материалов, постоянно размещающихся на рабочих местах (справочник, задачник, необходимые таблицы).
Рабочее место учителя должно быть приспособлено для осуществления различных видов работ (демонстрация опытов и различного видов пособий, проецирование опытов и моделей на экран непосредственно со стола учителя, контроль и управление деятельностью учащихся, использование различной проекционной аппаратуры, работа с различными моделями, таблицами и т.д.).
К мебели и приспособлениям химического кабинета предъявляется ряд требований. В окраске и отделке мебели не должны использоваться блестящие покрытия, поскольку «блескость» отрицательно влияет на работу органов зрения. Поверхность крышек стола должна изготавливаться из материалов с малой теплопроводностью. Недопустима окраска в темные цвета. Мебель и приспособления по своей конструкции должны отвечать техническим требованиям, которые предусматривают удобство и простоту использования в работе.
В химический кабинет помещают ученические столы и стулья трех групп, что обозначается определенной маркировкой на наружной поверхности опор с обеих сторон стола или стула в виде круга диаметром 25мм или горизонтальной полосы шириной 20мм
Группа |
Рост учащегося(см) |
Высота стола (мм) |
Маркировка (цвет) |
Высота переднего края сиденья над полом |
В |
145 -160 |
660 |
голубой |
400 |
Г |
160 - 175 |
720 |
зеленый |
440 |
Д |
175 и более |
780 |
белый |
480 |
Демонстрационный стол состоит из двух секций. Левая секция более высокая (размер 145*800*950мм), является демонстрационной частью. Правая секция более низкая (размер 1500*870*740 мм), является вспомогательной частью демонстрационного стола, служит столом для учителя и местом для размещения подготовленного к уроку демонстрационного оборудования.
Классная доска желательно чтобы одновременно служила магнитной доской. Над доской желательно прикрепить экран.
Вытяжной шкаф в кабинете химии необходим для проведения опытов с вредными для здоровья веществами. Школьное вентиляционное оборудование должно рассчитываться на трехкратный обмен воздуха в час. В химических кабинетах эта норма увеличивается до 8 – 10 кратного обмена воздуха в час. Вытяжные шкафы с моторной тягой наиболее пригодны для школьных химических кабинетов. Моторная вентиляция обеспечивает быстрое удаление загрязненного воздуха из шкафа и не допускает его распространения в помещение кабинета. Шкафы предусматриваются трех типов: демонстрационные шкафы - стационарные, передвижные, настольные и два типа лабораторных (устанавливаемые обычно в лабораторных помещениях) - стационарные и настольные. Наличие разновидности вытяжных шкафов дает возможность учесть особенности организации кабинета химии в различных типах школ (городских, сельских, малокомплектных).
Шкафы предназначены для размещения учебного оборудования. Обычно приобретаются секции, из которых затем можно собрать шкафы различного назначения.
Средства обучения распределяются по группам: натуральные объекты, модели, приборы, экранные пособия и т.д.
Учебное оборудование.
Требования к оборудованию школьного химического эксперимента продиктованы содержанием и особенностями его организации в условиях кабинета химии.
1 требование – наглядность, выразительность опытов. Следует определить, в какой форме он будет наиболее эффективен: в виде лабораторного опыта, обычной демонстрации, проекции на экран или в их определенном сочетании. Эксперимент должен быть хорошо видимым.
2 требование – химические опыты должны быть доступными для восприятия и всегда убедительными.
Каждый опыт должен быть безотказным, а оборудование для него выполнения – надежным. Приборы, в которых проводят опыты, должны быть заранее подготовлены, испытаны, а руководство по эксплуатации или паспорт приборов или установок тщательно изучены учителем. Самодельные приборы и установки могут использоваться в школе лишь в тех случаях, когда они технически надежны и безопасны.
Учебное оборудование подразделяется на следующие группы:
1.Натуральные объекты:
· Природные объекты в естественной среде, изучаемые во время экскурсий.
· Природные объекты в искусственной среде, изучаемые в классе (минеральные породы, образцы химического сырья).
· Химические реактивы.
· Химическая посуда, лабораторные принадлежности, приборы.
2. Изображение натуральных объектов:
· Модели объемные, макеты заводских аппаратов.
· Иллюстративные пособия.
· Диаскопические и эпископические иллюстрации.
· Кинофильмы, CD диски.
3. Описания предметов и явлений:
· Текстовые таблицы.
· Схемы химических аппаратов и технологических процессов.
· Графики, диаграммы, планы, карты.
4. Технические средства обучения.
Кабинет химии оснащается полным комплектом учебного оборудования в соответствии с «Перечнем типовых учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ». Кроме этого: справочно-информационной, научно-популярной литературой, журналами, сборниками задач и упражнений, руководствами для практических занятий, комплектом учебно-методических пособий; краеведческим материалом; набором лучших работ, выполненных учащимися; картотекой учебного оборудования для изучения каждого вопроса программы; противопожарным инвентарем и аптечкой; инвентарной книгой и картотекой.
Группы хранения реактивов
№группы |
Общие свойства веществ данной группы |
Примеры веществ |
Условия хранения в школе |
I II III IV V VI VII VIII |
Взрывчатые вещества Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы Самовозгораются на воздухе при неправильном хранении Легковоспламеняющиеся жидкости Легковоспламеняющиеся твёрдые вещества Воспламеняющие (окисляющие) реактивы Повышенной физиологической активности Малоопасные вещества и практически безопасные |
В «Типовых перечнях» не значатся Литий, натрий, кальций металлические; карбид кальция. В «Типовых перечнях» не значатся Диэтиловый эфир, ацетон, бензол, этиловый спирт, толуол, циклогексан
и т.д. Сера черенковая, фосфор красный Калия перманганат, азотная кислота (плотность 1,42)нитраты калия,
натрия Аммиак, бария оксид, кали едкое, кальция оксид, кальция гидроксид,
натр едкий, бария нитрат, хлорид и др. Натрия хлорид, сахароза, мел, борная кислота, магния сульфат, кальция
сульфат и др. |
Вносить в здание школы запрещено В лаборантской в шкафу род замком или вместе с ЛВЖ В лаборантской в металлическом ящике или в специальной заводской
упаковке В лаборантской в шкафу под замком В лаборантской в шкафу, отдельно отIV иVгрупп В лаборантской в сейфе В лаборантской в шкафах |
Хранение химической посуды
К размещению и хранению химической посуды предъявляются следующие требования:
1. Для каждого вида посуды отводят отдельное и притом постоянное место.
2. Размещают посуду по размерам и так, чтобы было удобно брать её, возвращать на место и не бить.
3. Часто применяемую посуду помещают в середине шкафа, редко используемую – в верхней части шкафа, если она легкая, а тяжелую посуду – в нижней части шкафа.
4. В целях предупреждения боя хранят в положении стоя только невысокую посуду, имеющую достаточное основание; посуду круглодонную, с небольшой площадью основания, высокую хранят лежа.
5. В шкафах лаборантской размещают только ту посуду, которая непосредственно требуется для подготовки опытов к урокам, а запас химической посуды находится в специальном складском помещении.
Наиболее удобно посуда размещается в секциях с лотками. Чтобы посуда не билась при выдвижении лотков, для неё в лотках делают продольные или поперечные или те и другие картонные перегородки, образующие гнёзда. На каждом лотке делают надписи, указывающие название и емкость посуды. Посуду группируют в зависимости от материала, из которого она изготовлена (стекло, фарфор, металл, пластмасса), в зависимости от вида и размеров посуды (колбы, стаканы, пробирки, фарфоровые чашки, тигли и т.д.). В последнее время посуда и принадлежности поступают в виде наборов. В связи с этим целесообразно разместить эти наборы компактно согласно специально разработанным схемам.
Хранение раздаточного материала
Для проведения лабораторных и практических работ используются специально укомплектованные наборы, состоящие из раздаточного материала.
Хранение раздаточного материала в лаборантском помещении должно производиться согласно следующим требованиям:
1. Хранить материалы и реактивы в склянках и банках по 18-20 штук в каждом комплекте в лаборантском помещении, причем так, чтобы можно было быстро и удобно извлекать их из шкафа и разносить по рабочим местам учащихся.
2. Склянки и банки с веществами должны быть тщательно закрыты пробками.
3. Часто используемые вещества, материалы, принадлежности хранить в середине шкафа, реже применяемые – вверху или внизу.
4. Концентрированные растворы кислот и летучие вещества размещать под тягой.
Каждая банка и склянка имеют этикетку с формулой и названием вещества и указанием концентрации (для растворов).
Хранение приборов и установок
Приборы и установки можно подразделить на три группы:
1. Стационарные аппараты и приборы промышленного изготовления (аппарат Кипа, газометр, прибор для разложения воды электрическим током и др.).
2. Простые приборы, которые собираются в лаборатории для получения газов, некоторых органических веществ и демонстрации их свойств.
3. Сложные приборы или установки, состоящие из нескольких простых приборов или узлов, монтируемые в школе.
Стационарные аппараты в заряженном состоянии обычно находятся в вытяжном шкафу. В чистом виде они хранятся в нижней секции шкафа. Если аппарат Киппа в полузаряженном состоянии, на нем необходимо поместить этикетку с указанием, для получения какого газа он предназначен.
Простые приборы хранятся в разобранном состоянии в лотках, в полной готовности к монтажу.
Сложные приборы находятся в лотках в демонтированном состоянии. Если на монтаж прибора требуется много времени, то целесооб