МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

КАБИНЕТА ХИМИИ

 

Школьный химический кабинет

Школьный химический кабинет – это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета.

            Кабинет химии это  класс-лаборатория, площадь которого должна быть не менее 80м2,смежно располагается лаборантское помещение площадью не менее 24м2, и небольшая кладовая для размещения и хранения некоторого запаса химических реактивов и посуды.

            Основная роль в создании и совершенствовании кабинета химии принадлежит учителю, который определяет оборудование кабинета, организует закупку, размещение и хранение отдельных пособий, руководит работой учащихся и лаборанта по дооборудованию.

Оборудование кабинета химии

            Организация школьного химического кабинета и оснащение его современным оборудованием немыслимы без учета требований к безопасным условиям труда. Необходимо рационально организовать труд учителя и учащихся, улучшить условия их работы и благодаря этому добиться лучших результатов обучения при минимальных затратах сил и времени работающих.

             К кабинету предъявляется ряд требований. Оснащение кабинета химии и условия работы в нем должны обеспечивать учителю и учащимся:

·         минимальную психофизиологическую нагрузку;

·         удобные рабочие позы и рациональные приемы работы;

·         удобство и легкость в работе при использовании разнообразных средств обучения;

·         выполнение санитарно-гигиенических норм и правил по технике безопасности;

·         наименьшую затрату времени на подготовку занятий;

·         рациональное ведение лабораторного хозяйства.

В кабинете проводится не только разнообразная учебно-воспитательная работа, но и внеклассные занятия по химии.

Необходимо учитывать, что организация химического кабинета происходит в разных условиях, что приводит к вариативности в создании школьных кабинетов химии. При организации школьного кабинета химии необходимо решение следующих вопросов:

- создание в кабинете химии благоприятных условий для проведения занятий: освещения, вентиляции, отопления, электропитания, водоснабжения;

- создание рациональной планировки;

- оснащение кабинета разнообразными видами средств обучения;

- оборудование рабочих мест учителя, лаборанта и учащихся;

- оборудование кабинета техническими средствами и организация их использования на занятиях.

 

Интерьер кабинета

            Интерьер кабинета должен отвечать  современным требованиям и, прежде всего особенностям преподавания предмета. Оформление экспонируемых материалов должно гармонически сочетаться с окраской стен, пола, цветом мебели. Неправильное сочетание красок, плохое освещение, пустые стены или перегруженные экспонируемыми материалами неблагоприятно влияют на умственную работу, рассеивают внимание, вызывают отрицательные эмоции. В химическом кабинете нет смысла экспонировать стенды с материалами эпизодического пользования (схемы отдельных производств, химические газеты, образцы коллекций), т.к. ученики не могут их изучить. Должны располагаться лишь те учебные пособия, которые применяются почти на каждом уроке. К числу таких пособий относятся, прежде всего, справочные таблицы (периодическая система Д.И. Менделеева, растворимость солей, кислот и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов, географическая карта, на которой показано размещение химических производств). Во время занятий учащиеся часто обращаются к этим пособиям за справками.

            Для экспонирования сменного материала применяют специальные стенды с держателями или магнитами. По мере необходимости материал обновляют.

            Экспонирование литературы для внеклассного чтения, а также выставок можно производить в застекленных стендах-витринах.

 

Оборудование лаборантского помещения.

            Оборудование лаборантского помещения должно быть приспособлено к трудовой деятельности учителя и лаборанта. Здесь рекомендуется разместить не только секционные шкафы для хранения оборудования, но и препараторский стол, стол для нагревательных приборов, мойку и сушилку для посуды, письменный стол учителя, библиотечка с литературой по химии для учителя, лаборанта. Литература в библиотечке распределяется по следующим разделам:

1.      Справочники по химии.

2.      Учебники и учебные пособия для ВУЗов.

3.      Учебники и задачники по курсу химии средней школы.

4.      Журналы.

5.      Научно-популярная литература.

6.      Литература по методике химии.

7.      Литература по методике и технике химического эксперимента.

8.      Литература по ведению хозяйства химической лаборатории.

 

Рабочие места учащихся должны быть оснащены:

        1)оборудованием, приспособленным для выполнения лабораторных и практических работ индивидуально каждым учащимся;

  2)приспособлениями для работы с плоскими и объемными моделями, в том числе на магнитной основе;

3)комплектом справочных материалов, постоянно размещающихся на рабочих  местах (справочник, задачник, необходимые таблицы).

Рабочее место учителя должно быть приспособлено для осуществления различных видов работ (демонстрация опытов и различного видов пособий, проецирование опытов и моделей на экран непосредственно со стола учителя, контроль и управление деятельностью учащихся, использование различной проекционной аппаратуры, работа с различными моделями, таблицами и т.д.).

 Мебель и приспособления для оборудования кабинета химии.

            К мебели и приспособлениям химического кабинета предъявляется ряд требований. В окраске и отделке мебели не должны использоваться блестящие покрытия, поскольку «блескость» отрицательно влияет на работу органов зрения. Поверхность крышек стола должна изготавливаться из материалов с малой теплопроводностью. Недопустима окраска в темные цвета. Мебель и приспособления по своей конструкции должны отвечать техническим требованиям, которые предусматривают удобство и простоту использования в работе.

            В химический кабинет помещают ученические столы и стулья трех групп, что обозначается определенной маркировкой на наружной поверхности опор с обеих сторон стола или стула в виде круга диаметром 25мм или горизонтальной полосы шириной 20мм

 

Группа

Рост учащегося(см)

Высота стола (мм)

Маркировка (цвет)

Высота переднего края сиденья над полом

В

145 -160

660

голубой

400

Г

160 - 175

720

зеленый

440

Д

175 и более

780

белый

480

 

            Демонстрационный стол состоит из двух секций. Левая секция более высокая (размер  145*800*950мм), является демонстрационной частью. Правая секция более низкая (размер 1500*870*740 мм), является вспомогательной частью демонстрационного стола, служит столом для учителя и местом для размещения подготовленного к уроку демонстрационного оборудования.

            Классная доска желательно чтобы одновременно служила магнитной доской. Над доской желательно прикрепить экран.

            Вытяжной шкаф в кабинете химии необходим для проведения опытов с вредными для здоровья веществами. Школьное вентиляционное оборудование должно рассчитываться на трехкратный обмен воздуха в час. В химических кабинетах эта норма увеличивается до  8 – 10 кратного обмена воздуха в час. Вытяжные шкафы с моторной  тягой наиболее пригодны для школьных химических кабинетов. Моторная вентиляция обеспечивает быстрое удаление загрязненного воздуха из шкафа и не допускает его распространения в помещение кабинета. Шкафы предусматриваются трех типов: демонстрационные шкафы -  стационарные, передвижные, настольные и два типа лабораторных (устанавливаемые обычно в лабораторных помещениях) -  стационарные и настольные. Наличие разновидности вытяжных шкафов дает возможность  учесть особенности организации кабинета химии в различных типах школ (городских, сельских, малокомплектных).

            Шкафы предназначены для размещения учебного оборудования. Обычно приобретаются секции, из которых затем можно собрать шкафы различного назначения.

            Средства обучения распределяются по группам: натуральные объекты, модели, приборы, экранные пособия и т.д.

 

Учебное оборудование.

Требования к оборудованию школьного химического эксперимента продиктованы содержанием и особенностями его организации в условиях кабинета химии.

            1 требование – наглядность, выразительность опытов. Следует определить, в какой форме он будет наиболее эффективен: в виде лабораторного опыта, обычной демонстрации, проекции на экран или в их определенном сочетании. Эксперимент должен быть хорошо видимым.

            2 требование – химические опыты должны быть доступными для восприятия и всегда убедительными.

            Каждый опыт должен быть безотказным, а оборудование для него выполнения – надежным. Приборы, в которых проводят опыты, должны быть заранее подготовлены, испытаны, а руководство по эксплуатации или паспорт приборов или установок тщательно изучены учителем. Самодельные приборы и установки могут использоваться в школе лишь в тех случаях, когда они технически надежны и безопасны.

           

            Учебное оборудование подразделяется на следующие группы:

1.Натуральные объекты:

·         Природные объекты в естественной среде, изучаемые во время экскурсий.

·         Природные объекты в искусственной среде, изучаемые в классе (минеральные породы, образцы химического сырья).

·         Химические реактивы.

·         Химическая посуда, лабораторные принадлежности, приборы.

2. Изображение натуральных объектов:

·         Модели объемные, макеты заводских аппаратов.

·         Иллюстративные пособия.

·         Диаскопические и эпископические иллюстрации.

·         Кинофильмы, CD диски.

3. Описания предметов и явлений:

·         Текстовые таблицы.

·         Схемы химических аппаратов и технологических процессов.

·         Графики, диаграммы, планы, карты.

4. Технические средства обучения.

            Кабинет химии оснащается полным комплектом учебного оборудования в соответствии с «Перечнем типовых учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ». Кроме этого: справочно-информационной, научно-популярной литературой, журналами, сборниками задач и упражнений, руководствами для практических занятий, комплектом учебно-методических пособий; краеведческим материалом; набором лучших работ, выполненных учащимися; картотекой учебного оборудования для изучения каждого вопроса программы;  противопожарным инвентарем и аптечкой; инвентарной книгой и картотекой.

 

 Группы хранения реактивов

№группы

Общие свойства веществ данной группы

Примеры веществ

Условия хранения

в школе

I

 

 

II

 

 

 

 

III

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

VI

 

 

 

VII

 

 

 

 

 

VIII

Взрывчатые вещества

 

 

Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы

 

Самовозгораются на воздухе при неправильном хранении

 

Легковоспламеняющиеся жидкости

 

 

 

 

 

Легковоспламеняющиеся твёрдые вещества

 

 

Воспламеняющие (окисляющие) реактивы

 

 

Повышенной физиологической активности

 

 

 

Малоопасные вещества и практически безопасные

В «Типовых перечнях» не значатся

 

Литий, натрий, кальций металлические; карбид кальция.

 

 

В «Типовых перечнях» не значатся

 

 

Диэтиловый эфир, ацетон, бензол, этиловый спирт, толуол, циклогексан и т.д.

 

 

 

 

Сера черенковая, фосфор красный

 

 

Калия перманганат, азотная кислота (плотность 1,42)нитраты калия, натрия

 

Аммиак, бария оксид, кали едкое, кальция оксид, кальция гидроксид, натр едкий, бария нитрат, хлорид и др.

 

Натрия хлорид, сахароза, мел, борная кислота, магния сульфат, кальция сульфат и др.

Вносить в здание школы запрещено

 

В лаборантской в шкафу род замком или вместе с ЛВЖ

 

 

 

 

 

 

В лаборантской в металлическом ящике или в специальной заводской упаковке

 

В лаборантской в шкафу под замком

 

 

В лаборантской в шкафу, отдельно отIV иVгрупп

 

В лаборантской в сейфе

 

 

 

 

В лаборантской в шкафах

 

Хранение химической посуды

            К размещению и хранению химической посуды предъявляются следующие требования:

1. Для каждого вида посуды отводят отдельное и притом постоянное место.

2. Размещают посуду по размерам и так, чтобы было удобно брать её, возвращать на место и не бить.

3. Часто применяемую посуду помещают в середине шкафа, редко используемую – в верхней части шкафа, если она легкая, а тяжелую посуду – в нижней части шкафа.

4. В целях предупреждения боя хранят в положении стоя только невысокую посуду, имеющую достаточное основание; посуду круглодонную, с небольшой площадью основания, высокую хранят лежа.

5. В шкафах лаборантской размещают только ту посуду, которая непосредственно требуется для подготовки опытов к урокам, а запас химической посуды находится в специальном складском помещении.

            Наиболее удобно посуда размещается в секциях с лотками. Чтобы посуда не билась при выдвижении лотков, для неё в лотках делают продольные или поперечные или те и другие картонные перегородки, образующие гнёзда. На каждом лотке делают надписи, указывающие название и емкость посуды. Посуду группируют в зависимости от материала, из которого она изготовлена (стекло, фарфор, металл, пластмасса), в зависимости от вида и размеров посуды (колбы, стаканы, пробирки, фарфоровые чашки, тигли и т.д.). В последнее время посуда и принадлежности поступают в виде наборов. В связи с этим целесообразно разместить эти наборы компактно согласно специально разработанным схемам.

 

Хранение раздаточного материала

            Для проведения лабораторных и практических работ используются специально укомплектованные наборы, состоящие из раздаточного материала.

            Хранение раздаточного материала в лаборантском помещении должно производиться согласно следующим требованиям:

1.      Хранить материалы и реактивы в склянках и банках по 18-20 штук в каждом комплекте в лаборантском помещении, причем так, чтобы можно было быстро и удобно извлекать их из шкафа и разносить по рабочим местам учащихся.

2.      Склянки и банки с веществами должны быть тщательно закрыты пробками.

3.      Часто используемые вещества, материалы, принадлежности хранить в середине шкафа, реже применяемые – вверху или внизу.

4.      Концентрированные растворы кислот и летучие вещества размещать под тягой.

            Каждая банка и склянка имеют этикетку с формулой и названием вещества и указанием концентрации (для растворов).

 

Хранение приборов и установок

            Приборы и установки можно подразделить на три группы:

1.      Стационарные аппараты и приборы промышленного изготовления (аппарат Кипа, газометр, прибор для разложения воды электрическим током и др.).

2.      Простые приборы, которые собираются в лаборатории для получения газов, некоторых органических веществ и демонстрации их свойств.

3.      Сложные приборы или установки, состоящие из нескольких простых приборов или узлов, монтируемые в школе.

            Стационарные аппараты в заряженном состоянии обычно находятся в вытяжном шкафу. В чистом виде они хранятся в нижней секции шкафа. Если аппарат Киппа в полузаряженном состоянии, на нем необходимо поместить этикетку с указанием,  для получения какого газа он предназначен.

            Простые приборы хранятся в разобранном состоянии в лотках, в полной готовности к монтажу.

            Сложные приборы находятся в лотках в демонтированном состоянии. Если на монтаж прибора требуется много времени, то целесооб